Возращение к истокам.
Журнал "Кровли" №1 2012
Народная мудрость гласит: «Новое, это хорошо забытое старое». Еще со времен Петра I, когда он гостеприимно распахнул границы для европейских мастеровых, в нашей стране для устройства металлических кровель храмов и монастырских построек, дворцов и купеческих особняков и многих других частных и общественных зданий применялась особая кровельная технология. Она отличалась от традиционной рядовой кровли тем, что из листов нарезались заготовки и из них изготавливались различной формы и размеров штучные кровельные элементы. Их названия в разных регионах России отличались друг от друга, и часто получалась путаница. Простые и объемные ромбы где-то называли простой и объемной шашкой, где-то чешуей, а где-то шишкой. Остроугольные объемные ромбы кто-то называет лемехом, кто-то по-другому. Да и сейчас нередко еще идет спор между заказчиками и кровельщиками о том, как называется тот или иной вид кровельных элементов. Но все это только подтверждает наш удивительный российский ремесленный мир, упорно не желающий поддаваться систематизации, но, тем не менее, в любом регионе найдутся умельцы-самородки, способные воплотить в жизнь любые замыслы архитекторов или заказчиков.
Но все эти виды штучных кровельных элементов из любых кровельных металлов должны отвечать двум основным требованиям. Надежность и красота в первую очередь, ну и не в последнюю – соответствие стилю и соразмерность общему проекту здания. В настоящее время на башнях, шпилях и куполах штучные кровельные элементы применяются более широко, чем на основных кровлях зданий. Но в прошлые времена широко использовалась такая технология и в усадебном, и дворцовом строительстве, и при строительстве вокзалов, и при возведении монастырских построек, а также при строительстве общественных зданий. Поскольку традиции имеют свойство возрождаться на новой технологической основе, есть резон более подробно ознакомиться с перспективами внедрения этой технологии.
Небольшой экскурс в историю
Самой простой формой штучных кровельных элементов является прямоугольный квадрат размерами не более 600х600 мм и за редким исключением 750х750 мм, монтируемый методом скрытого крепления, т.е. с использованием фальцевого соединения. При этом фальцы, как правило, располагаются под углом 45° относительно вертикальных осей кровли. Использование кляммеров позволяет крепить простые ромбы к обрешетке, не делая в них сквозных отверстий, хотя нередко крепление осуществляется прямо в верхней точке ромбов, если ромбы размерами не более 400х400 мм. Объемные ромбы изготавливались с помощью киянок или каких-либо приспособлений и металлических оправок. Монтировались они, как правило, внахлест с использованием гвоздей. А так как для кровель использовалась в основном черная кровельная проолифленная сталь, то готовую кровлю окрашивали в несколько слоев. Таким образом, густая масляная краска не только защищала от коррозии поверхность кровли и гвозди, но и заполняла все щели между кровельными элементами, смонтированными внахлест. На некоторых памятниках архитектуры встречаются кровли с объемными ромбами, смонтированными не внахлест, а в фальц. Причем применялись фальцы как прямо отбортованные с объемной части, так и фальцы, сначала отбортованные наружу под 90° от объемной части. Применение объемных ромбов имело место и на куполах и на башнях и на кровлях многих других зданий.
Кроме квадратных простых и объемных ромбов, которые применялись в основном для скатных кровель, была необходимость, особенно при изготовлении луковичных куполов, в применении простых и объемных ромбов переменных размеров и с изменяющейся формой в каждом следующем ряду. Здесь уже получались ромбы, у которых верхний и нижний углы были меньше 90°, а боковые, правый и левый, были соответственно больше 90°. Такой расклад получался на кровлях с двойной переменной кривизной, например, на куполах луковичной формы или парусах при возведении храмов, когда четверик переходил в восьмерик. И уж совсем экзотическими для России можно считать специальные ромбы с пружинящими фальцами. Они в сечении имеют особую форму, о которой упоминается в книге, изданной в Германии еще в 1890-х годах. Такие ромбы были воссозданы при реставрации кровли шпиля Евангелическо-Лютеранского собора в Москве.
Особняком среди штучных кровельных элементов из кровельных металлов всегда стояла «чешуя». Это кровельное покрытие, напоминающее по форме рыбью чешую, монтировалось как внахлест, так и в фальц. Иногда для увеличения объема применялась пайка или дополнительный фальц. Кроме этого, были кровельные элементы, имитирующие керамическую черепицу «бобровый хвост» или удлиненные простые или объемные шестигранники. Такие элементы чаше всего использовались на шатрах с крутыми скатами, башнях монастырей и дворцов. Кроме черной кровельной стали применялись луженое кровельное железо, а также медь и цинк (шпиатр). При использовании цветных кровельных металлов часто применялась пайка при изготовлении кровельных элементов, с тем чтобы обеспечить фальцевое соединение и скрытое крепление (Средние торговые ряды на Красной площади, д. 5).
Но были и другие эксклюзивные формы кровельных элементов (здание посольства Франции на Большой Якиманке), которые придавали зданию совершенно неповторимый вид. Эти элементы изготавливались кустарно, но монтировались по системе скрытого крепления, обеспечивающей надежность и долговечность кровли.
Ностальгия по красоте
Во все времена были люди, которые охотно меняли окружающий мир и среду обитания. Как следствие, появление небоскребов, домов из стекла и бетона и прочих «достижений» технического прогресса. Но всегда есть и будут люди, желающие взять что-то из той прошлой жизни в плане обустройства своих домов, а кровля, бесспорно, придает любому зданию особую архитектурную индивидуальность. И не удивительно, что сейчас возвращается мода на строительство особняков и коттеджей «под старину». Правда, при этом не обходится без парадоксов в виде замков и особняков под металлочерепичной кровлей или еще смешнее – под рубероидной с цветной присыпкой. Я имею в виду разновидность всевозможных дешевых битумных покрытий, лукаво именуемых мягкой черепицей. А для пущей важности на них наклеивают фольгу из меди и выдают чуть ли не за элитный и долговечный кровельный материал, рассчитанный на века. Но, поскольку спрос на металлические кровли из штучных кровельных элементов есть и будет, европейские производители кровельных металлов предлагают на рынок различные штучные кровельные элементы, изготовленные в заводских условиях. Так, в Россию начали поставляться ромбы разных типоразмеров из меди компании КМЕ и титан-цинка компании Rheinzink.
Но более широкий выбор штучных кровельных элементов из алюминия с полимерным покрытием со всеми сопутствующими аксессуарами представила австрийская компания Prefa. Это кровельные элементы в виде ромбов больших и малых, в виде гонтов (параллелограммы) и в виде сдвоенной штучной черепицы. Это, конечно, интересные новинки для России, но цена оказалась очень многим не по карману. Доставка, таможенные сборы, накрутки дилеров иногда в несколько раз превышали цену производителя, и потому эти кровельные материалы пока не нашли широкого применения на российских просторах.
Но, как известно, свято место пусто не бывает, и наши российские кровельщики начали кустарным способом изготавливать различные простые и объемные ромбы не только для куполов, но и для частных загородных домов, общественных зданий, а также всевозможных беседок и навесов. Впрочем, традиция в России эта не нова, и потому наши архитектурные шедевры входят в сокровищницу мировых достопримечательностей. Правда, на смену недолговечным материалам и устаревшим технологиям прошлых веков пришли и новые материалы, и новые технологии. А это открывает совершенно иные возможности и для заказчиков, и для настоящих профессиональных кровельщиков по металлу. Профессия кровельщика по металлу в ближайшие годы обретет в России былое уважение и престижность именно благодаря тому, что настоящие мастера смогут удовлетворить потребность общества в обретении по-настоящему надежной крыши над головой. Как сегодня реально отличить высококачественную профессиональную работу от примитивно-кустарной или вообще дилетантской. В первую очередь – по способу крепления. Оно должно быть только скрытым, с использованием кляммеров. Все кровельные элементы должны соединяться между собой с помощью фальцев, чтобы обеспечивать одновременно и надежность, и возможность компенсации температурного расширения при плюсовых и минусовых температурах. Порочная практика применения для фиксации штучных кровельных элементов вытяжных заклепок говорит о том, что человек, считающий себя кровельщиком, вообще не представляет, как должна функционировать кровля при перепадах температур, достигающих до 100оС, и выдерживающая ураганные ветровые нагрузки в сочетании с проливными дождями.
Вторым немаловажным критерием высокого профессионализма кровельщиков является качество и красота самих кровельных элементов, изготавливаемых из любых кровельных металлов по современным технологиям. Они практически ничем не отличаются от образцов, изготовленных в заводских условиях и поставляемых в Россию из-за рубежа. Наши российские даже имеют свои преимущества в плане разнообразия типоразмеров. Это значит, что с помощью киянки уже не реально обеспечить ни отличное качество и красоту, ни высокую производительность. Значит, конкурентная среда диктует свои прагматические условия. Либо кровельщики, стремящиеся к лидерству, оснащают свои мобильные мастерские современными высокопроизводительными станками зарубежного или российского производства, либо они остаются на обочине прогресса и крутят саморезы до самой пенсии на примитивных металлочерепичных крышах или специализируются на битумных покрытиях, не требующих большого ума и наличия в арсенале разнообразных инструментов и станков. Чем привлекательна идея все возрастающего спроса в России на металлические кровли из штучных кровельных
элементов? Это возможностью создать для своего дома или других построек неповторимую, оригинальную и в то же время надежную и долговечную кровлю.
Благо, сейчас на рынке огромный выбор качественных кровельных металлов, как цветных, так и стальных оцинкованных или алюминиевых с полимерным покрытием. А цветовая гамма полимерных покрытий предлагается производителями на любой вкус. Что касается простых и объемных ромбов, а также кровельных элементов любых других форм, кроме «чешуи», то они могут быть изготовлены из любых кровельных металлов, в том числе и с покрытием. А вот для элементов в виде «чешуи», имеющих криволинейные поверхности, желательно использовать только цветные металлы, так как полимерное покрытие при отбортовке с использованием специальной оснастки может быть повреждено. И еще – в некоторых случаях при изготовлении сложных эксклюзивных кровельных элементов надо учитывать необходимость использования пайки. Соответственно здесь могут использоваться тоже в основном цветные металлы или нержавеющая и оцинкованная сталь. Существует практика изготовления штучных кровельных элементов методом штамповки на запатентованных станках из обычной оцинкованной стали с последующей порошковой окраской и обработкой в специальных туннельных печах.
Техническая революция
Наиболее распространеннымии перспективными штучными ровельными элементами из кровельных металлов в строительстве и реставрации можно считать простые и объемные ромбы. Для их качественного изготовления сейчас есть возможность использовать либо сегментные станки европейских производителей, предназначенных для гибочных работ при производстве коробчатых конструкций, либо специальный российский запатентованный
гибочный станок «Эдельвейс», разработанный при участии лучших мастеров кровельной компании «САВРОС». Это самая настоящая техническая революция и в плане качества, и в плане производительности.
Итак, рассмотрим некоторые образцы, изготовленные с помощью отечественного гибочного станка. Материалы – самые разнообразные, качество – безупречно, а возможности – безграничны. Простота конструкции и надежность станка позволяет управляться с ним без специальной перенастройки даже школьникам младших классов, что неоднократно и убедительно было продемонстрировано на международных выставках «Зодчество» и «Денкмал-Москва». Если рассматривать пошагово изготовление простых ромбов для скатных кровель, то это будет выглядеть следующим образом: изготовление шаблона, нарезка квадратов определенных размеров, разметка по шаблону, обрезка по разметке и гибочные работы. При этом два фальца, подходящих к одному углу, отгибаются на 180о на лицевую сторону и два на изнаночную. Но перед монтажом необходимо еще сделать шаблоны стартовых треугольников и по ним изготовить их. Всего от 30 до 40 с требуется на гибочные работы по изготовлению одного кровельного элемента в виде простого ромба. Когда такая работа выполняется с помощью киянки, то на нее требуется в 10–15 раз больше времени. Изготовление объемных ромбов пошагово выглядит следующим образом: изготовление шаблона, разметка по шаблону, нарезка по разметке и гибочные работы. При этом два фальца отгибаются на лицевую сторону так же, как и при изготовлении простых ромбов, а два фальца на других сторонах отгибаются поочередно по следующей схеме.
Вручную с таким качеством изготовить объемные ромбы вообще не реально, с помощь кустарной оснастки получаются образцы далеко не лучшего качества, да и производительность, конечно же, на порядок ниже. Монтаж штучных кровельных элементов должен производиться по сплошной обрешетке с обязательной укладкой гидроизоляционной мембраны. Технология монтажа штучных кровельных элементов аналогична технологии, разработанной компанией Prefa, но для этого необходимо пройти хотя бы недельный практический семинар для отработки на макетах основных базовых операций по устройству скатных кровель.
Для тех кровельщиков, которые намерены перейти из разряда монтажников мягких кровель и металлочерепицы в цех профессионалов по работе с металлом, оптимальным решением может стать сначала освоение кровельных технологий по монтажу кровель из штучных кровельных элементов, а затем уже освоение техники двойного фальца. Какие аргументы в пользу такого варианта? Ну, во-первых, стоимость оснащения станками и специальными инструментами мобильной мастерской для изготовления и монтажа штучных кровельных изделий в несколько раз меньше, чем оснащение мастерской для работы с техникой двойного фальца. Во-вторых, владение техникой изготовления и монтажа штучных кровельных элементов позволяет мастеру заметно расширить предлагаемые услуги, т.е. обустраивать не только простые кровли, но и купола, башни, шпили. А это значит, будет возможность применять комбинированные варианты, изготавливая основную кровлю коттеджа эконом-класса из металлочерепицы, а башню выполняя по фальцевой технологии в виде простых и объемных ромбов, да еще в два цвета или в два тона. Такой подход позволит выгодно выделиться начинающему кровельщику по металлу и впоследствии освоить и технику двойного фальца и получать интересные и денежные заказы.
Николай САВЧЕНКО, эксперт
по металлическим кровлям savrostehno.ru